С позиции Тех, Кто старается привести человечество к Новому Веку, народы мира делятся сегодня на четыре группы. Это, конечно, широкое обобщение, и есть немало промежуточных групп между четырьмя главными подразделениями.
Первая группа: невежественные массы, которые из-за своей необеспеченности, безработицы, безграмотности, голода, нищеты, отсутствия досуга или средств для культурного развития находятся в очень неспокойном состоянии. Они развиты ровно настолько, чтобы отзываться на ментальный контроль и рекомендации чуть более продвинутых по сравнению с ними людей. Они без труда подчиняются регламентации, влияниям, стандартизации и вовлекаются в коллективную деятельность лидерами любой школы мысли, достаточно сообразительными и эмоциональными, чтобы играть на их материальных желаниях, любви к родине или ненависти к тем, кто имеет больше, чем они. Их можно держать под контролем с помощью страха и побуждать к действию, разжигая их эмоции.
Не зная ничего лучшего и сильно страдая, они легко воспламеняются огнями ненависти и фанатизма, и потому в настоящее время в высшей степени опасны, хотя настолько же и невинны. Они являются игрушками для людей более информированных и беспомощны в руках тех, кто пытается использовать их в каких бы то ни было целях. Увлечь их проще всего через эмоции и обещания, идеи же почти не доходят до их сознания, поскольку они ещё недостаточно развиты, чтобы думать самостоятельно. Большей частью это юные души, хотя, конечно, встречаются и исключения. Но отнюдь не идеализм вождей и демагогов впечатляет и побуждает их к действию (как правило, насильственному), а желание отомстить кому-то, жажда материального обладания и решимость стать, что называется, «шишкой». Они воплощают психологию черни, власть черни, буйство черни. Это беспомощная, эксплуатируемая масса человеческих существ, которые – будучи неразумными и легкомысленными – представляют собой весьма реальную проблему, как всем нам хорошо известно и как очевидно любому правительству. Слепому, бездумному насилию до сих пор противостояла вооруженная сила. Так происходит и по сей день. Массы сражаются и умирают, подстрекаемые пламенными речами и редко представляя себе, что происходит на самом деле. Положение их необходимо улучшать, но не посредством кровопролития и эксплуатации.
Вторая группа: так называемые средние классы, высший и низший. Это большая часть наций: разумные, усердные, интересующиеся, недалёкие, в основном религиозные, хотя зачастую и не принимающие религиозных форм. Их раздирают и разоряют экономические конфликты, и все без исключения они представляют собой наиболее влиятельный элемент любой нации, потому что имеют возможность читать, рассуждать, мыслить, тратить деньги и принимать чью-то сторону. Они составляют основную массу приверженцев чего бы то ни было, борцов за то или иное дело, и объединяются в большие группы, выступающие за или против той или иной партии. Они любят находить и выбирать себе лидеров и готовы умирать за какое-нибудь дело и приносить бесконечные жертвы во имя своих идеалов, построенных на идеях, которые предлагают им избранные ими лидеры.
Я не выделяю в отдельную группу так называемую аристократию(«элиту»), так как это исключительно классовое понятие, определяющееся в основном наследственным положением и капиталом, и в условиях современной жизни наций она быстро вливается в обширный средний класс. Мы говорим о базовых понятиях, группировках, объединяемых своими принципиальными установками, а не материальными ресурсами. Капиталистическое мышление сегодня медленно, но верно овладевает массами и просачивается в те круги, которые прежде именовались высшими классами. Как состояние сознания оно распространяется в среде аристократии каждой нации и поглощает её в ходе нынешнего великого процесса уравнивания. Благодаря этому процессу, который протекает повсеместно, сейчас может возникнуть духовная аристократия – аристократия, сознающая своё божественное происхождение и предназначение и не ведающая ни классовых различий, ни религиозных барьеров, ни разделяющих разграничений. Таким образом, мы имеем дело с человеческим, а не классовым делением.
Вторая группа – это самая плодоносная нива, на которой рождаются новые лидеры и организаторы. Они входят в промежуточную группу между миром мыслителей, интеллигенцией, и людскими массами. В конечном счёте именно они определяют состояние дел в мире. Тем или иным образом воспринимая новые влияния, новые идеалы и новые контролирующие факторы современного мира, эта вторая группа своей активностью создаёт в нём обстановку и ситуации, от которых страдают массы. Сама же многочисленная вторая группа страдает от действий тех, кто пытается навязать народам новые ритмы: это политические группы, религиозные идеалисты и фанатики, а также ревнители новых общественных устроений и экономических систем (правильно или ошибочно преподносимых их лидерами).
Благодаря развитому интеллекту, более высокой образованности и возможности к самообразованию, а также воздействию методов пропаганды, прессы, радио, телевидения и интернета они составляют самую влиятельную группу любой нации мира, и именно к ним обращаются разные лидеры, потому что именно их поддержка требуется им для успеха. Именно им принадлежит решающий голос в национальных делах. Сегодня их обуревают неуверенность, сомнения, глубоко сидящие страхи и желание увидеть торжество справедливости и утверждение нового порядка вещей. Но больше всего они хотят мира, экономической стабильности и порядка в мире. За это они готовы бороться и борются сегодня в любых партиях и группах, выступающих за всевозможные политические, националистические, религиозные, экономические и общественные идеалы. Борются если не буквально, в физическом смысле, то посредством слов, речей и книг.
Третья группа: мыслители мира. Это интеллектуальные и высокообразованные люди, воспринимающие идеи и формулирующие из них идеалы. Они говорят, пишут статьи и книги и используют все известные методы воздействия и воспитания широкой общественности, тем самым побуждая к активности буржуазию и поднимая через неё массы. Функция и роль, которую они исполняют, имеют первостепенную важность. Выходцы из их рядов неуклонно влияют на происходящее в мире, иногда из благих, иногда из эгоистических расчётов. Они играют человеческим умом, как музыкант на своём инструменте, и держат в своих руках силу прессы, радио, телевидения и общественных платформ. На них возложена огромная ответственность. Некоторые из них – и, вероятно, больше, чем кажется, – работают бескорыстно под вдохновением новой эры. Они посвящают себя улучшению человеческих условий и исправлению дел в мире в тех направлениях, которые, по их мнению (верному или ошибочному), позволяют надеяться на будущее и на подъём человечества. Они входят в каждое правительство, партию, общество и организацию, в каждую церковь и религиозное объединение. Сегодня это самая весомая единица, потому что именно через неё оказывается воздействие на обширный средний класс, который активизируется и организуется с политическими, религиозными и социальными целями. А через высший и средний классы их идеи и высказывания просачиваются вниз и в конце концов достигают слуха наиболее передовых представителей неразвитых масс.
Четвертая группа: Новая Группа Мировых Служителей. Это люди, начинающие формировать в мире новый общественный порядок. Если говорить о приверженности, то они не имеют отношения к каким-то отдельным партиям или правительствам. Они признают все партии, все кредо, все общественные и экономические организации; они признают все правительства. Они встречаются во всех нациях, во всех религиозных организациях и заняты формированием нового общественного порядка. С чисто физической точки зрения они не борются ни за то лучшее, что есть в старом порядке, ни за улучшение мирового положения. Они полагают, что старые методы, такие как борьба, узкая приверженность, критика и извечные приёмы партийной борьбы, показали свою полную несостоятельность и что средства, использовавшиеся доселе всеми сторонами, всеми партиями и группами (борьба, ревностная приверженность вождю или делу, нападки на тех, чьи идеи или образ жизни кажутся вредными для человечества), устарели и оказались бесполезными и непригодными для достижения желанного мира, экономического изобилия и понимания. Они стараются ускорить утверждение нового порядка в мире, образуя в нём повсюду – в каждой нации, городе и селении – группирования людей, не входящих ни в какие партии и не выступающих ни за, ни против, но имеющих столь же чёткую и конкретную платформу и практическую программу, как и любая партия в сегодняшнем мире. Они опираются на божественную суть человека и основывают свою программу на доброй воле, ибо это принципиальная человеческая особенность. Таким образом, они организуют сегодня людей доброй воли всего мира, намечая для них конкретную программу и излагая платформу, приемлемую для всех людей доброй воли.
Они утверждают и верят, что с помощью своей исходной аргументации и при поддержке образованных умов из третьей группы, достаточном финансировании необходимой воспитательной работы и пропаганды доброй воли они смогут так изменить мир (исключительно через посредство людей доброй воли), что – без войны, без разжигания ненависти, без нападок на чужое дело или узкой приверженности какому-то другому делу – на земле прочно утвердится новый порядок. Их программа и методы кратко представлены чуть ниже.
За этой четырёхступенчатой панорамой человечества стоят Те, Кому принадлежит привилегия и право следить за человеческой эволюцией и направлять людские судьбы. Они делают это не принуждением, ущемляющим свободную волю человеческого духа, но внедряя в умы мировых мыслителей идеи и вызывая отклик человеческого сознания на них, благодаря чему эти идеи получают должное признание и постепенно становятся определяющим фактором в человеческой жизни.
-----
...наши раздоры связаны главным образом с нашими экономическими нуждами. Тому есть очевидные объективные основания. Неспокойная обстановка создаётся из-за перенаселённости, торговых барьеров, несоответствий между предложением и спросом, а также амбициозных или благонамеренных экспериментов во всех отраслях человеческой мысли и жизни. Больше ничего говорить не нужно, так как причины хорошо известны и мы намечаем практическое решение. Однако истинная подоплёка скрыта глубоко и установить её не просто, хотя мировые мыслители в общих чертах уже начинают осмысливать её. Это конфликт между некоторыми великими идеалами, которые основаны на духовных идеях, но проституируются в целях, достижение которых ведёт к разобщению, ненависти, партийным раздорам, гражданским войнам, повсеместному экономическому упадку, ужасу перед всеобщим пожаром и страху всего и вся. Страх, неуверенность, мучительная бедность и подозрительность окружают нас со всех сторон, также как и всеобщее крушение бастионов религии и управления, которые прежде казались убежищем.
-----
В обоих полушариях людей сегодня увлекает желание изменить старый порядок и положить начало новой эре экономического благополучия и мирного существования, и они посвящают свои жизни отстаиванию тех принципов, что кажутся им наиболее важными, или ниспровержению тех, что важны для их братьев. Враждебная критика, дискредитация, обвинения в нечестных мотивах и разжигание ненависти – вот некоторые из признанных методов тех, кто – исполненный благих намерений – пытается спасти мир, создать из хаоса порядок и защитить своё понимание права. Безусловно, не обходится без любви к человечеству и желания помогать. Тем не менее, хаос растёт, ширится ненависть, вспыхивают новые войны, и прошлые усилия, по-видимому, уже не способны остановить поток, который, кажется, вот-вот перенесёт человечество за катастрофическую грань.
-----
Неудачи можно объяснить главным образом двумя обстоятельствами:
- 1. Усилия направлялись на устранение следствий, а не лежащих в основе причин, даже если последние и сознавались кем-то. Предпринимались попытки исправить неправильное, разоблачить зло и вредных людей, бороться с организациями, группами, партиями, религиями и национальными экспериментами. Всё это оборачивалось напрасной тратой времени, сил, энергии и денег.
-
2. Никто не пытался найти и соединить в одно организованное целое людей доброй воли, стремящихся к любви и миру, разумных, добрых и сердечных, чтобы дать возможность сотрудничества их огромным массам. Это невероятное число тех, кто ненавидит войны, ибо считает всех людей братьями, но не видит способов покончить с ними, поскольку все нацеленные на это организации в конечном итоге кажутся бессильными. Они переживают из-за экономических неурядиц, но не знают, что делать, так как все те разнообразные группы, что должны решать проблему, лишь переваливают вину на других и выискивают козлов отпущения. Они видят несостоятельность большой части благих усилий.
- ----