ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Я многое должен сказать вам в продолжение своего прошлого послания – сейчас я говорю для всех стремящихся и учеников. В наши дни благоприятная возможность столь велика, что я хочу предложить вам выбор, предоставив вам полную свободу принять собственное решение. При этом решение ваше безусловно повлияет на всю оставшуюся жизнь. То, что я хочу сказать, достаточно просто – настолько просто, что может показаться вам 613] разочаровывающим. Тем не менее, как ни проста эта проблема, ее решение исключительно трудно. Ваша реакция на то, что мне предстоит сказать, зависит от вашего чувства ценностей, а не от способности к тонкой мыслительной работе. Средний устремленный и мыслящий человек склонен преувеличивать сложность современной человеческой ситуации, которая, как он полагает, полностью и повсеместно поглощает внимание всех людей. Тем самым он создает себе соответствующее алиби.
Сущность того, что я должен сказать, связана с предыдущим посланием относительно Возвращения Христа. Это послание содержало свой собственный вызов и поднимало в каждом искреннем человеческом сердце следующие вопросы:
———————————————∫————————————————
1. Как лично я отвечу на этот вызов?
2. Что именно я могу сделать?
3. Что я и каждый стремящийся должен предпринять?
———————————————∫————————————————
Эти вопросы для разных людей имеют разный смысл. Некоторые ответы появятся по ходу чтения того, что я должен сообщить вам. Я пишу для учеников Христа, но мои слова могут иметь значение для всех искренних мыслителей и верующих во Христа.
Велики сложности и трудности послевоенного периода. Чем ближе стремящийся к источнику духовного Света и Могущества, тем сложнее его проблема и, в то же время, яснее его восприятие фактов. Если отстраниться от конкретики переднего плана, который всегда принимает преувеличенные пропорции, и отвлечься от деталей, наводняющих повседневную жизнь, эта двойная проблема становится относительно простой.
Во-первых, только что завершилась внешняя физическая война. Два года с момента окончания боевых действий – слишком короткий срок, и ни одна нация еще не оправилась от ее ужасных последствий. Сегодня Соединенные Штаты разрешили сбор средств, 614] чтобы вооружить сионистов против Великобритании, своего союзника и дружественной державы; они разрешили ведение пропаганды против России, тоже дружественной союзной державы. Нигде не предпринимается реальных усилий (с твердой решимостью и разумным компромиссом), чтобы покончить с теми экономическими условиями, которые являются основной причиной войны и которые ответственны за нагнетание ненависти между нациями.
Во-вторых (что еще более важно с точки зрения духовных ценностей, однако сложнее для понимания), Силы Зла все еще активны; они изгнаны, но еще могучи; они все еще изощренно активны и стремятся упрочить свои позиции; они все еще ловко питают беспокойство и страхи из-за отсутствия безопасности в мире, создавая новую точку мировой напряженности.
Пока эти два источника напряженности в мире не будут осознаны и пока по отношению к ним не будут приняты соответствующие меры, жизнь стремящегося, а тем более ученика, останется крайне трудной. Вы можете возразить (и вполне справедливо), что жизнь всех, кто пострадал во время войны, судьба голодающих, все еще несущих тяжесть последствий войны в Европе, – жителей Великобритании, Италии, Китая, Польши и Балканских стран, – а также Германии и Японии, ответственных за эту проблему, и всех, затронутых последствиями войны Германии против мира, невыносима и потому стремящиеся и ученики должны разделять ее. Это, безусловно верно, однако более продвинутые мыслители и работники вынуждены терпеть не только общую судьбу. Поскольку их умы и сердца открыты, они будут участвовать в общей беде всех людей в мире, но они сознают еще и будущие духовные возможности, необходимость “запечатать дверь, за которой зло”, а также уникальные события огромной важности, которые предстоит засвидетельствовать тем, кто сознает и принимает неизбежность возвращения Христа.
Когда ученик стоит перед лицом как внутренних, так и внешних событий и возможностей, он склонен испытывать чувство 615] полной растерянности; он стремится помогать, но не знает, как; его понимание надвигающихся трудностей, анализ собственных ресурсов и возможностей тех, с кем он сотрудничает, и ясное осознание выстроившихся против него сил склоняют его к тому, чтобы отступить, говоря: “Что толку от моих усилий? Почему бы не предоставить силам добра и зла, Черной Ложе и Духовной Иерархии, сражаться и выяснять свои отношения самостоятельно? Почему бы не позволить давлению эволюционного потока прекратить в конце концов эту битву и завершить ее триумфом добра? Зачем пытаться сделать это немедленно?”
Таковы естественные реакции того, кто исследует нынешнее поле конфликта, всеобщую алчность, международный и межрасовый антагонизм, корыстные мотивы, управляющие многими нациями, тупую апатию масс и, в особенности, растущую подозрительность и недоверие между Соединенными Штатами и Россией, в которых обе страны виновны почти в равной мере. Эта чреватая войной ситуация подогревается чрезвычайно хитрой закулисной игрой весьма антикоммунистически настроенной Римско-католической Церкви с ее продуманными политическими планами, которые особенно интенсивно реализуются в Соединенных Штатах. К этому интеллигентный мыслитель добавит реакционную деятельность во всех странах и борьбу за нефть, направляющую политику России, США и Великобритании. К этому сегодня можно добавить также борьбу между индусами и мусульманами за контроль над Индией и борьбу за Палестину, подогреваемую сионистами, а не евреями в целом – борьбу, в которой сионисты помешали примерно двадцати процентам перемещенных евреев узнать, как их ждут во многих странах мира. Эта борьба основана на алчности, а вовсе не на любви к Палестине, и направляется она финансовыми интересами, а не духом гуманизма, на который претендуют сионисты и который должен был бы подтолкнуть их к принятию предложений Великобритании, Канады, Чили, Бельгии и ряда других стран.
Осознанные мыслящими людьми, эти факты вызывают глубокое разочарование и чувство тщетности и безнадежности, в то 616] время как их следовало бы принимать мужественно, и с пониманием, а также с готовностью говорить по существу, просто и с любовью, стремясь открыть истину и разъяснить проблемы, которые предстоит решить. Противоборствующие силы окопавшегося зла должны быть искоренены, прежде чем Тот, Кого все ждут, – Христос – сможет прийти.
Знание того, что Он готов и жаждет явиться своему любимому человечеству, только усиливает общее чувство бессилия, и тогда встает другой жизненно важный вопрос: сколько еще мы должны терпеть, бороться и сражаться? Ответ ясен: Он непременно придет, когда будет восстановлен мир, когда принцип отдачи по хотя бы начнет контролировать экономику и когда церкви займутся уборкой своего дома. Тогда Он сможет прийти, и придет; тогда Царство Божие будет публично признано и более не будет лишь мечтой или идеалом.
Стремящиеся склонны спрашивать, почему Христос не придет с церемониальной помпезностью, приписываемой церковью этому событию, и не продемонстрирует Своим явлением божественную силу, не докажет раз и навсегда авторитет и могущество Бога, положив тем самым конец агонии и бедствию. Ответов на этот вопрос множество. Необходимо помнить, что главной целью Христа будет не демонстрация силы, а публичное откровение Царства Божия. Кроме того, Он не был узнан, когда пришел в прошлый раз, и где гарантия, что на сей раз всё будет иначе? Вы можете спросить, почему Он может быть не узнан? – потому, что глаза людей ослеплены слезами самосожаления, а не искреннего раскаяния; потому, что сердца людские все еще разъедает эгоизм, не излеченный агонией войны; потому, что шкала ценностей всё еще та же самая, как и в разложившейся Римской Империи, засвидетельствовавшей Его пришествие (с той лишь разницей, что тогда эта шкала была локальной, а не всеобщей); а также потому, что те, кто мог бы узнать Его и кто рассчитывает на Его приход, не желают принести требуемые жертвы и тем самым обеспечить успех Его пришествия.
617] Еще один фактор, препятствующий тому, что Он будет сразу узнан (который, возможно, удивит вас), – это наличие столь значительного числа истинно хороших людей в современном мире, столь многочисленных бескорыстных служителей и учеников и истинно святых людей, что духовная конкуренция с их стороны, потребовала бы от Него степени святости, не допускающей принятия Им такого физического тела, которое позволило бы Ему проявиться среди людей. Две тысячи лет назад ситуация была иной, но теперь она именно такова – столь велик прогресс человечества и успех эволюционного процесса. Чтобы Он мог ходить среди людей, необходимо достаточное количество эффективных работников и духовно ориентированных людей, для изменения атмосферы на нашей планете; тогда, и только тогда, Он сможет прийти – и придет. Я не предлагаю вам ничего невозможного.
Современный эзотеризм и успехи научной и духовной жизни сейчас признаны настолько широко, что это повсеместно и глубоко меняет сознание людей; эти изменения будут нарастать по мере распространения надежды на Его пришествие и подготовки к нему. Такое положение дел вовсе не является признаком божественной неудачи (отражением которой может служить разочарование служителей мира) или неспособности явиться. Скорее, оно указывает на чудо божественности в человеке и на успех божественного плана для человечества. Тем не менее божественность ждет выражения свободной воли человека.
Другим ответом может быть тот факт, что, когда Христос явится из Места Могущества вместе со Своими учениками – Учителями Мудрости, то это Место Любви и Силы расположится на земле и будет всенародно признано. Последствия этого явления и признания будут ужасными и вызовут столь же ужасное наступление Сил Зла, если только само человечество не запечатает предварительно “дверь, за которой зло”. Это должно быть сделано утверждением правильных человеческих отношений.
И еще один ответ, над которым я прошу вас подумать, состоит в том, что Христос и Духовная Иерархия никогда, каковы бы 618] ни были побудительные мотивы, не нарушат божественного права людей достигать свободы путем борьбы за нее – в индивидуальном, национальном или международном масштабе. Когда истинная свобода распространится по Земле, придет конец тирании, как политической, так и религиозной. Я имею в виду не современную демократию, являющуюся в настоящее время властью людей, чьё мышление подчинено желаниям, а такое состояние государства, при котором будет править сам народ; он не потерпят авторитарности ни в церкви, ни в политической системе, ни в правительстве. Он не допустит к власти и не потерпит у кормила власти никакой организации, которая попытается указать ему, во что он должен верить, чтобы спастись, или какое правительство он должен иметь. Я не говорю, что эти желательные цели должны стать свершившимся фактом на земле до того, как придет Христос. Я говорю, что такое отношение к религии и политике должно стать общепринятым и обязательным для всех людей и что должны быть сделаны успешные шаги в направлении утверждения правильных человеческих отношений.
Именно в это должны верить Новая Группа Мировых Служителей, ученики, стремящиеся и люди доброй воли и этому они должны учить во время подготовки к Его пришествию.
Однако ничто не может устранить чувство разочарования и неверия в свои силы (которое, несомненно, имеет место и которое основано на реальной ситуации), кроме как выработка и развитие состояния ума, способного принять достоверность исторических данных, свидетельствующих о многочисленных пришествиях в критические моменты истории и о многочисленных Спасителях мира, величайшим из Которых был Христос. Правильная конструктивная позиция должна также основываться на внутреннем признании существования Христа и Его Присутствия с нами во все времена. Она должна быть укоренена знанием, что война, со всем ее невыразимым ужасом, жестокостью и катастрофическими бедствиями, была лишь метлой Отца всего сущего, устранившей препятствия с пути Его возвращающегося Сына. Было бы практически невозможно подготовить Его приход в довоенных условиях. Новая Группа Мировых Служителей должна основывать свою позицию на этих фактах. Ее члены должны распознавать препятствующие факторы, но не должны допустить, чтобы 619] эти факторы их подавляли; они должны осознавать препятствия (многие из которых – финансового характера и основаны на материальной алчности) и использовать такую искусность в действии и такую деловую хватку, которые устранили бы эти препоны. Они должны идти через мир проблем с ясным взором и, держа перед собой Его пятиконечную звезду, пройти беспрепятственно и без потерь сквозь все обескураживающие факторы.
Я не собираюсь рассуждать об обычной духовной депрессии и тратить время на банальности и вполне понятные ответы, которые совершенно не помогают, поскольку остаются банальностями, не претворяемыми в действие. Я коснусь лишь двух факторов, влияющих на нынешнюю благоприятную возможность. Их следует рассматривать как столь серьезные препятствия, что, если их не устранить, они надолго задержат возвращение Христа. Это следующие факторы:
1. Инерция среднего стремящегося или духовно ориентированного человека.
2. Отсутствие денег на подготовительную работу.
По сути, оба эти препятствия имеют единую основу – материализм: в одном случае материализм физического усилия, а в другом – материализм отношения к миру.
Давайте не будем усложнять эти темы, сохраняя их на уровне, на котором сегодня живет и работает большинство людей; давайте будем предельно практичными и будем видеть ситуацию такой, как она есть, тем самым достигая лучшего понимания себя и своих мотивов.
Инерция среднего духовно ориентированного человека
Средний стремящийся, человек доброй воли или ученик постоянно сознают вызов времени и благоприятную возможность, предоставленную духовными событиями. Стремление делать добро и достигать духовную цель постоянно терзает их сознание. Никто из тех, кто любит своих собратьев, кто мечтает о Царстве 620] Божьем, явленном на земле, и кто видит пробуждение масс к духовным ценностям, пусть даже медленное, не избегает полного разочарования. Он сознает, что его вклад в достижение этих целей воистину незначителен. Он знает, что его духовная жизнь – вопрос совершенно второстепенный, нечто такое, что он тщательно скрывает и о чем он нередко боится упомянуть даже своим самым дорогим и близким; он пытается втиснуть свои духовные усилия в обыденность повседневной жизни, стараясь найти для них время и условия мягкими, безобидными и бесплодными способами. Он обнаруживает собственную беспомощность перед лицом задачи реорганизации своей деятельности таким образом, чтобы в ней доминировала духовная жизнь. Он весьма успешно ищет себе оправдания и в конце концов решает, что делает все возможное в данных обстоятельствах. На самом же деле он делает так мало, что, вероятно, один час (может быть, два) в сутки исчерпывают всю его работу для Учителя; он оправдывает себя тем, что домашние обязательства не позволяют ему делать больше; при этом он не сознает, что при наличии такта и любящего понимания его домашняя ситуация могла бы и должна была бы стать полем его триумфа. Он забывает, что не существует таких обстоятельств, в которых Дух человека может потерпеть поражение или в которых стремящийся не мог бы медитировать, думать, говорить и подготавливать путь для пришествия Христа, при условии, что он достаточно устремлен и знает значение жертвы и молчания. Обстоятельства и окружающая среда не являются реальным препятствием к духовной жизни.
Вероятно, он также оправдывает себя слабым здоровьем и нередко воображаемыми заболеваниями. Он уделяет так много времени заботам о себе, что значительно сокращает то время, которое он должен был бы отдать работе Учителя; он так занят чувством усталости, лечением насморка или воображаемой болезни сердца, что его “телесное сознание” постепенно развивается до такой степени, что в конце концов начинает доминировать в его жизни, и тогда уже поздно что-то менять. Это особенно касается людей, достигших пятидесятилетнего рубежа или перешагнувших 621] его, в первую очередь женщин. Трудно избежать использования этого оправдания, так как многие чувствуют себя усталыми и больными, и с годами все больше. Единственное средство от этой ползучей инерции – игнорировать тело и находить радость в жизненности служения. Это продлевает жизнь. Я не говорю о явных заболеваниях или серьезных физических проблемах, которым следует уделять должное внимание; я говорю о тысячах мужчин и женщин, испытывающих недомогание, занятых заботой о самих себе и теряющих время, которое могло бы быть посвящено служению человечеству. Я прошу тех, кто хочет пройти Путь Ученичества, посвятить многочисленные часы бессмысленной заботы о себе служению Иерархии.
Еще одно самооправдание, ведущее к инерции, это страх, боязнь говорить с другими о том, что относится к Царству Божьего; люди опасаются, что их сочтут ненормальными или назойливыми, боятся вызвать отпор. Поэтому они предпочитают молчать и упускают возможность обнаружить, насколько другие готовы к обсуждению реальности, к утешению и надежде, которую может принести мысль о возвращении Христа, и к тому, чтобы помогать распределять духовный свет. В сущности, это форма духовной трусости, столь распространенная, что из-за нее потеряны миллионы часов служения миру.
Есть, братья мои, и другие самооправдания, но эти три наиболее распространенные; освобождение большинства стремящихся от этих ограничений добавило бы служению Христу столько человеко-часов и столько сверхурочной работы (выражаясь языком профсоюзов), что задача тех, кто не допускает никаких самооправданий, была бы значительно облегчена и пришествие Христа было бы гораздо ближе, чем сейчас. Сущность того, что мы называем инерцией, не просто психология – здесь мы имеем дело с качеством самой материи, или субстанции. Инерция – самый медленный, или низший, аспект материальной субстанции, который в Восточной философии называется тамасом. Она должна быть преобразована в более высокое качество, качество активности, или (выражаясь технически) раджас, что на дальнейших стадиях ведет к обретению высшего качества – ритма, или сатвы. Я не призываю вас к ритму жизни, в котором действуют Христос 622] и Духовная Иерархия и который вибрирует в гармонии с человеческой потребностью и иерархическим откликом. Я прошу вас проявить качество активности и перестать прибегать к самооправданию. Всем стремящимся важно осознать, что они должны работать там, где они сейчас находятся, среди людей, кармически связанных с ними, и с тем психологическим и физическим багажом, которым они располагают. Я не буду разрабатывать эту тему. В служении Иерархии не может быть никакого принуждения или излишнего давления. Ситуация проста и ясна. В настоящее время имеются три великих вида деятельности:
Во-первых, активность в “Центре, где Воля Бога известна”, активность Воли-к-добру, которая ведет всё творение к Славе и к постоянно углубляющейся разумной отзывчивости; сегодня эта Воля стремится творчески ввести Новый мировой порядок, порядок Царства Божия, под наблюдением физически существующего Христа. Это можно рассматривать как экстернализацию Духовной Иерархии на нашей планете и как свидетельство и символ возвращения Христа к видимой активности.
Во-вторых, имеющая решающее значение активность Духовной Иерархии, от Самого Христа до самого скромного стремящегося на периферии того “Центра, где господствует Любовь Бога”. Там полностью осознано, что (говоря словами Св. Павла) “всё творение до сей поры стонет и трудится в муках, ожидая проявления Сынов Божьих”(Рим. 8:22). Именно к этому проявлению Они сейчас готовятся, эти “Сыны Бога, иже и Сыны Человеческие”; именно для этого выхода в активное внешнее служение Они уже вступают один за другим в деятельность на физическом плане. Они не узнаны, но Они заняты делом Отца, являя добрую волю, стремясь расширить горизонты человечества и тем самым подготовить путь Тому, Кому Они служат, Христу, Владыке Владык и Учителю ангелов и людей.
В-третьих, активность самого человечества, “Центра, называемого родом человеческим”, которое в настоящее время полно хаоса, беспорядка, неразберихи и агонии, но которое, тем не менее, 623] ментально сознает бесконечные возможности, эмоционально борется за план (кажущийся ему наилучшим), однако непоследовательно и не отдавая себе отчета в том, что это должен быть Единый мир для единого человечества. Оно просто хочет эмоционального мира и безопасности, чтобы жить и трудиться, и видения будущего, которое удовлетворило бы некое зачаточное чувство божественности всего. Оно физически больное, большей частью лишено основных средств поддержания нормального здорового существования, подавлено ощущением финансовой нестабильности; оно взывает – сознательно или бессознательно – к Отцу всего сущего от своего имени и от имени остального мира.
Решением проблемы будет возвращение Христа. Это установленная Воля Бога; это желание Самого Христа и Его Учеников, Учителей Мудрости; это неосознанная мольба людей всех стран. При наличии единства цели, духовного намерения и осознании необходимости, только одно может задержать Его возвращение – неспособность человечества подготовить арену для этого события огромной важности, неспособность расчистить пути, ознакомить людей с этой идеей и достичь необходимой степени мира на Земле – мира, основанного на правильных человеческих отношениях.
———————————————∫————————————————
В наши дни благоприятная возможность столь велика, что я хочу предложить вам выбор, предоставив вам полную свободу принять собственное решение. При этом решение ваше безусловно повлияет на всю оставшуюся жизнь.