Закон Причинно-Следственной связи
Высшее «Я», собирает вместе из различных воплощений, времен и мест совместимые мыслеобразы, которые можно сгруппировать в рамках одной жизни или одного события. Благодаря такому группированию создаются видимые телесные условия или внешние обстоятельства, посредством которых Душа обучается и тренируется.
---
Позиция многих учащихся (неизбежно вовлекаемых в мировые события), которая выражается словами: 444] «Таков Закон и такова Карма народов и стран, такова их предопределенная судьба», – далека от истины. Они верят – иногда искренне, – что всё, что требуется, – это просто ждать последствий, когда исполнятся карма и судьба. Только тогда, и не ранее, всё будет хорошо. Однако они забывают, что карма исполняется через формальную природу, на которую она распространяет свою энергию, а это очень медленный процесс в условиях статичности и позиции бездействия. В этом случае жизнь внутри формы не испытывает необходимого активного побуждения, и потому неизбежно предстоит повторение этого медленного процесса вновь и вновь, пока не наступит момент пробуждения активности и отклика. Это вызывает сопротивление по отношению к кажущейся кармической неотвратимости, что и ведёт к освобождению. Только сопротивляясь злу (и в данном мировом периоде, в период кали-юги, как его называют восточные учителя, это сущностная, фундаментальная позиция), можно отработать карму. Закон материи всё еще правит в трёх мирах человеческого опыта, поэтому «огонь трения» должен сжечь то, что скрывает постоянно усиливающееся сияние солнечного огня.
---
Карма (или действие) бывает четырех видов, которые описываются для нас следующим образом:
1. Тот тип активности, который является злым, безнравственным и порочным. Такая Карма называется черной. Этот вид действий является продуктом глубочайшего неведения и самой грубой материальности или сознательного выбора. Когда он является результатом неведения, то с развитием знания постепенно появится такое состояние сознания, при котором этот тип Кармы исчезнет. Когда грубая материальность вызывает то, что мы называем неправильным действием, постепенное развитие Духовного сознания заменяет тьму Светом, и Карма опять-таки устраняется. Когда же такая активность является результатом сознательного выбора неправильного действия, вопреки знанию, невзирая на голос Духовной природы, то этот тип Кармы приводит к тому, что восточные оккультисты называют «Авичи», или восьмой сферой, – термином, синонимичным христианской идее о состоянии погубленной Души. Эти случаи, однако, крайне редки и связаны с Путем Левой руки и практикой Черной магии. Хотя это состояние влечет за собой отрыв высшего принципа (чистого Духа) от двух его выражений, Души и тела (или от шести низших принципов), Жизнь сама по себе остается и, после разрушения Души в Авичи, выразит готовность начать новый цикл становления.
2. Тот тип активности, который не является ни полностью хорошим, ни полностью плохим и о котором говорят как о черно-белой Карме. Она относится к кармической активности среднего человека, управляемого парами противоположностей, чей жизненный опыт характеризуется колебаниями туда-сюда между тем добрым, безвредным, что является результатом любви, и тем грубым и вредным, что является результатом ненависти. Вьяса говорит:
«Черно-белая вызывается внешними средствами: так например, проводник действий развивается посредством причинения страдания или доброго отношения к другим».
Из этого становится ясно, что развитие человеческой единицы и записи содеянного в хрониках зависят от ее отношения к другим людям и того воздействия, которое она оказывает на них. Так осуществляется возврат к групповому сознанию, и так порождается или погашается Карма. Таким образом постепенно выравниваются колебания маятника между парами противоположностей, пока он не достигает точки равновесия; и человек начинает поступать правильно, потому что руководствуется Законом Любви, или Души, который направляет свыше, а не влечениями хороших или дурных желаний, толкающими его в ту или другую сторону.
3. Тот тип активности, который называется белая Карма. Этот тип относится к животворной мысли и работе, которую выполняет стремящийся и ученик. Он характеризует стадию Пути, предшествующую Освобождению. Вьяса объясняет это так:
«Белая относится к тем, кто прибегает к средствам совершенствования, изучения и медитации. Она зависит исключительно от ума. Она не зависит от внешних средств и, следовательно, осуществляется без причинения вреда другим».
Теперь станет понятно, что эти три типа Кармы имеют прямое отношение к следующим планам:
а) План материальности................................................... |
физический план |
б) План пар противоположностей.................................. |
астральный план |
в) План однонаправленного мышления........................ |
ментальный план |
Имеющие белую Карму – это те, кто преуспел в уравновешивании пар противоположностей и теперь находится в процессе сознательного разумного освобождения себя из трех миров. Они делают это посредством:
а) Изучения, или ментального развития, через Закон Эволюции и через понимание природы сознания и его связи с материей, с одной стороны, и с Духом – с другой.
б) Медитации, или контроля ума, и, тем самым, создания механизма, предоставляющего Душе возможность контролировать низшие проводники и содействующего откровению сферы Души.
с) Непричинения вреда. Ни словом, ни мыслью, ни поступком они не причиняют вред ни единой форме, через которую выражается жизнь Бога.
4. Последний тип Кармы описывается как ни черный, ни белый. Никакого рода Карма больше не порождается; из причин, созданных Йогином, не возникает никаких следствий, которые могли бы послужить поводом для удержания его на формальной стороне проявления. Когда он действует с позиции непривязанности, не желая для себя ничего, его Карма нулевая, а его действия не создают для него никаких следствий.